Здравствуйте,уважаемые коллеги, учащиеся и родители!

 
 
 

Тема блога: "Проектная деятельность как средство социализации школьников".

Труд избавляет человека от трех главных зол: скуки, порока и нужды. Вольтер (Мари Франсуа Аруэ)

«Я слышу - я забываю, Я вижу - я запоминаю, Я делаю - я понимаю» (китайская пословица)

Осталось...
a>

Если мы обменяемся яблоками, то у нас снова будет по одному яблоку. А если мы обменяемся идеями, то при том, что

Система Orphus
Информер на основе лунного календаря

Выбор за тобой "Это невозможно!" - сказала Причина. "Это безрассудство!" - заметил Опыт.

"Это бесполезно!" - отрезала Гордость. "Попробуй..." - шепнула Мечта.

Проверка слова
www.gramota.ru

 

 
 
 
 
Государственные услуги
 

Единый портал государственных и муниципальных услуг

На Едином портале есть возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронном виде

Единый порталгосударственных и муниципальных услуг (функций)

Проверить
Сколько дней блогу
Система Orphus

Контакт

« Хотя чужое знание может нас кое-чему научить, мудр бываешь лишь собственной мудростью.» (Мишель Монтень,

Проектная деятельность

На этой страничке я хочу рассказать о проектах, выполненных моими ученицами.

Метод проектов использую более 10 лет. Начинала с простых изделий.

Введение

Технология - это образовательная область, включенная в базисный учебный план общеобразовательных учреждений России. Главной целью области "Технология" является подготовка учащихся к самостоятельной жизни в условиях рыночной экономики.
Это предполагает:
1. Формирование у учащихся качества творчески думающей и легко адаптирующейся личности, которые необходимы для деятельности в новых социально-экономических условиях.
Учащиеся должны быть способны:
- планировать, организовывать и выполнять работу;
- оценивать результаты на каждом этапе;
- находить и использовать необходимую информацию.
2. Формирование знаний и умений и использование средств и путей преобразования материалов, информации в конечный потребительский продукт.
3. Подготовку учащихся к осознанному профессиональному самоопределению в рамках дифференцированного обучения и гуманному достижению жизненных целей.
4. Формирование творческого отношения к качественному осуществлению трудовой деятельности.
5. Развитие разносторонних качеств личности, способности профессиональной адаптации к изменяющимся социально-экономическим условиям.

Должны быть решены следующие задачи:
• Привитие знаний и умений по ведению домашнего хозяйства.
• Развитие самостоятельности и способности учащихся решать творческие и изобретательные задачи.
• Воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллективизма, человечности, милосердия, обязательности, ответственности,
культуры поведения и бесконфликтного общения.
• Использование в качестве объекта труда потребительских изделий и оформления их с учетом требования дизайна,
декоративно-прикладного искусства.
• Развитие эстетического чувства и художественной инициативы ребенка.
• Сформировать у учащихся эстетическое отношение к труду, оценить красоту.
• Развивать интерес и творческие способности.
• Научить пользоваться инструментами и приспособлениями.

Новая интегрированная область "Технология" предполагает наличие различных блоков модулей, которые можно комплектовать в зависимости от технической оснащенности школы, местных условий, быта, традиций.
Она предполагает на основе проектного метода обучения не только "разбудить" дремлющие творческие задатки личности, но и создать условия для их развития.
Образовательная область "Технология" призвана привнести элементы новизны в содержание школьного образования, а вместе с ним и в методы обучения школьников; способствовать развитию качества личности и здоровья учащихся, компенсации отрицательного влияния техносферы на их здоровье и психику. Нетрадиционными методами обучения "Технология" научит школьников "рождать" и воплощать в жизнь идеи - идеи, способные развивать творчество, а вместе с ним и производство.
И вполне естественно, что для этого нужен учитель, способный научить школьников учиться, привить способы быстрого и эффективного усвоения знаний одним из таких методов - методом проектов.
Вы, уважаемые коллеги, наверное, согласитесь со мной, что учитель "Технологии" - это не бездушный человек, а человек, любящий своих учеников, умеющий и желающий передать им все свои знания, умения и навыки, которыми сам владеет.
Учащиеся видят перед собой конечный результат - вещь, которой они могут пользоваться в быту, которую они сделали своими руками, вложили в нее свою душу, а ради этого стоит потрудиться. Создание прекрасного своими руками возвеличивает человека в собственных глазах, воспитывает нравственно.
Ведение уроков методом творческих проектов позволяет выявить и развить творческие возможности и способности учащихся.
При выборе темы проекта учитываются индивидуальные способности учащихся.
Под методом проектов в образовательной области "Технология" мы понимаем способ организации познавательно-трудовой деятельности учащихся.



Дидактические функции

Образовательная функция подразумевает знакомство учащихся с основными технологическими знаниями, умениями и терминологией.
Воспитательная функция состоит в развитии личностных качеств:деловитости, предприимчивости, ответственности и др. проектная деятельность учащихся позволит реализовать их интересы и способности, приучит к ответственности за результаты своего труда, сформирует убеждение, что успех в деле зависит от личного вклада каждого.
Развивающая функция использования метода проектов состоит в том, что школьники осознают возможности применения абстрактных технологических знаний и умений для анализа и решения практических задач.



Виды проектов

1. Практико-ориентированный проект.

Нацелен на социальные интересы самих участников проекта. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, города и т.п.

2.Исследовательский проект.

Основные понятия, необходимые для выполнения исследовательского проекта; объект исследования, проблема. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обсуждение полученных результатов.

3. Информационный проект.

Направлен на сбор информации о каком-либо объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения представления для широкой аудитории.

4. Творческий проект.

Предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов.
Понятие творческого проекта. Особенности и основные этапы проекта.
Проработка структуры деятельности участников проекта.
Оформление результатов в виде видеофильмов, статьи, альбома, презентации.
Учащиеся должны знать:
• понятие творческого проекта;
• основные этапы проекта;
Учащиеся должны уметь:
• выбирать и обосновывать тему проекта;
• подбирать необходимую информацию для реализации проекта;
• прорабатывать структуру совместной деятельности участников; творческого проекта;
• оформлять результаты проектной деятельности.



Оформление и оценка проекта

Оформление результатов проектной деятельности. Требования к оформлению пояснительной записки. Оформление списка литературы и приложений.
Критерии оценки выполнения проектов. Защита проекта. Критерии оценивания защиты выполненного проекта.

Учащиеся должны знать:
• требования к оформлению пояснительной записки;
• критерии оценки выполненных проектов;
• критерии оценивания защиты выполненного проекта.

Учащиеся должны уметь:
• оформлять пояснительную записку с соблюдением требований к ее оформлению;
• оценивать выполненный проект;
• защищать проект.

Проект это - ...
Проект – это самостоятельная творческая работа ученика, решающая определённую проблему и имеющая продукт деятельности.
"Технологический проект" - это осуществляемая под руководством учителя самостоятельная учебная работа школьника по решению практической задачи творческого характера (от выявления проблемы, технологического обеспечения базовой идеи до её материализации и анализа полученных данных) 
"Социальный проект" – это программа реальных действий, в основе которой лежит актуальная социальная проблема, требующая разрешения. Её реализация будет способствовать улучшению социальной ситуации в конкретном регионе, социуме».
"Исследовательский проект" – имеет четко обозначенную исследовательскую проблему, акцент делается на том, что учащиеся ожидают что-то выявить, установить взаимосвязь между какими-то факторами, выяснить причины, попытаться установить хотя бы примерное соотношение». 
"Инженерное проектирование" – сложный и многовариантный процесс. Главное в нем – это способность создать новые объекты и предметы сначала в идеальном виде, то есть в виде идей, замыслов, идеальных устройств, а затем материально воплотить эти идеи и замыслы в конкретных условиях.

Слово «проект» (от латинского projectus – выброшенный вперед, продвинутый) означает «план действий», «намерение», «предложение». Проект – это прототип, идеальный образ предполагаемого или возможного объекта, состояния. Под учебным творческим проектом следует понимать самостоятельно разработанное и изготовленное изделие от идеи до ее воплощения, обладающее субъективной или объективной новизной и выполненное под контролем и консультированием учителя. Проект может состоять из отдельных частей, например: рисунков, чертежей на изготовление какого-либо изделия или разработки технологического процесса. Он может содержать расчеты, результаты исследования, экономические расчеты. Проект также должен быть направлен на изготовление чего-то нового, отвечающего потребностям человека. Выполнение проекта способствует развитию эстетического вкуса, инициативы, логического мышления.

В процессе выполнения проектных заданий учащиеся должны решить следующие задачи, которые будут, конечно, иметь разные уровни успешности от половозрастных и индивидуальных особенностей. К ним относятся осмысленное исполнение следующих умственных и практических действий:

– понимание постановки задачи, сути учебного задания, характера взаимодействия со сверстниками и преподавателями, требования к представлению выполненной работы или ее частей;

– планирование конечного результата и представление его в вербальной форме, т.е. без ограничения фантазии учащегося должны дать себе и другим развернутый ответ по схеме: «Я хотел бы...»;

– планирование действий, т.е. определение их последовательности с ориентировочными оценками затрат времени на этапы, распоряжение бюджетом времени, сил, средств;

– выполнение ориентировочного алгоритма проектирования;

– внесение корректив в ранее принятые решения;

– конструктивное обсуждение результатов и проблем этапов проектирования, формирование конструктивных вопросов преподавателю, помощь, советы, дополнительная информация и др.;

– выражение замыслов, конструктивных решений с помощью технических рисунков, схем, эскизов, чертежей, макетов;

– самостоятельного поиска и нахождения необходимой информации;

– составление схемы необходимых расчетов – конструктивных, технологических, экономических, представление их в вербальной форме;

– оценивание результата по достижению запланированного, по объему и качеству выполненного, по трудозатратам, по новизне;

– оценивание проектов, выполненных другими;

– понимание критериев оценивания проектов и их защиты, процедуры публичной защиты проектов.

Как создать технологический проект
1. Определение потребностей
Описывает ситуацию необходимости создания чего-либо, возможности решения какой-либо проблемы.

2. Цель и задачи
Описывает цель проекта и задачи, которые являются поэтапными шагами достижения цели.
Пример:
Цель - разработать и изготовить приспособление для хранения канцелярских товаров.
Задачи: 1. Выбрать технологию изготовления
2. Провести исследовательскую работу
3. Выдвинуть идею модели.
4. Продумать технологию изготовления.
5. Изготовить изделие.

3. Исследование и анализ
В данном разделе может быть большое количество подразделов. В них учащийся может исследовать потребности человека, которому предназначено разрабатываемое изделие; аналоги, имеющиеся на рынке, технологию производства в промышленности, возможный способ производства в промышленности и в школьных условиях, доступность материалов и оборудования, способы обработки, цветовые сочетания и т.д.
1 страница - план исследований, далее по порядку сами исследования: варианты идей, их анализ положительными или отрицательными комментариями, вывод в конце каждого исследования.
4. Дизайн-спецификация
Спецификация – это конкретный перечень того, каким критериям должно удовлетворять разрабатываемое изделие для того, чтобы быть качественным.
Если исследование проведено достаточно хорошо, то спецификация будет очевидна. Она может включать в себя следующее:

Что за изделие

Конечный потребитель (покупатель, группа, рынок)

Какая потребность будет удовлетворена

Функциональное назначение (что это изделие должно делать)

Допустимые пределы стоимости (экономическое обоснование)
Единичный экземпляр (партия), массовое производство, (прототип)[*]

Человеческий фактор (Психологический, физиологический (антропометрический)

Материалы (доступность, стоимость, лёгкость в обработке, материалы для частей, вопросы, связанные с окружающей средой).

Способ производства (оборудование, необходимое для изготовления; методы изготовления)

Техника безопасности (в процессе изготовления, в процессе эксплуатации изделия)

Внешний вид (стиль, цвет, отделка, форма)

Соответствие стандартам

5. Первоначальные идеи
В данном разделе располагаются ваши творческие разнообразные идеи посредством быстрой зарисовки. Все они должны соответствовать требованиям дизайн-спецификации. Идеи комментируются. Комментарии простые описательные и оценочные. Все идеи отражаются на одном листе.
6. Выбор лучшей идеи
Осуществляется качественно или количественно.
При качественной оценке учащийся пишет свои комментарии «за» и «против» по отношению к каждой идее.
При количественной учащийся присваивает определённое количество баллов каждой идее в соответствии с критериями дизайн-спецификации.
7. Проработка идеи
Проводят экспериментирование с материалами и различными формами изделия, способами обработки и т.д. Запись принятых решений, выводов, заключений имеет место. В данном разделе – эскизы, пробные образцы с аннотациями.
8. Изготовление изделия
Описание изготовления изделия выполняется в форме инструкционной карты, технологической последовательности, схем с описаниями и др. Выбор формы обосновывается способом изготовления. Описание должно быть полностью понятным, соответствовать стандартам (условные обозначения, схемы, швейная терминология). По нему возможно изготовить ваше изделие.
10. Экологическое обоснование проекта
11. Экономическое обоснование проекта
12. Самооценка
13. Самооценка изделия


Можно выполнить в форме атрибутивного анализа или ответить на следующие вопросы:
Почему вы начали изготавливать что-то? Удовлетворяет ли ваше изделие эту потребность? Опишите.

Обращаясь к спецификации: соответствует ли ей полученное изделие?

Комментарии пользователей или посторонних людей (отзывы). Результаты испытаний (как изделие работает на практике)

Как его можно улучшить и (или) направления для дальнейшего исследования.
14. Самооценка процесса
Правильно ли сформулирована цель и задачи?
Было ли твоё исследование сфокусированным, и насколько ты его использовал?
Написал ли ты точную спецификацию? Как она могла быть улучшена? Обосновал ли ты каждый из критериев?
Разнообразны ли были идеи?
Обосновал ли ты своё решение при выборе одной из них?
Была ли полной проработка выбранной идеи?
Соответствовал ли результат проработки тому изделию, которое вы собирались изготовить?
Качественно ли выполнено изделие? Что могло бы быть сделано лучше?
Адекватно ли была осуществлена проверка изделия?
Насколько хорошо вы спланировали и использовали время?
Что могло бы быть сделано по-другому, если бы вы снова начали разрабатывать это изделие?
Источники информации:
Мелехина С.И. Обучение учащихся 8-9 классов проектной деятельности на уроках технологии. Методическое пособие. - Киров: Изд-во Кировского областного ИУУ, 2002.-250 с.
Павлова М.Б. и Питт Д. Образовательная область «Технология»: теоретические подходы и методические рекомендации.- Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр,1998.-96 с.


Приоритетной задачей современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирование его активной жизненной позиции. В настоящее время необходимо формировать у учащихся социальные компетенции, социальную активность и делать это через проектную деятельность. Метод проектов - самый распространённый вид исследовательского труда, который развивает социальный аспект личности за счёт включения её в различные виды деятельности, прививает учащимся жизненно необходимые знания и умения.

Основной тезис современного понимания метода проектов звучит так: «Все, что я познаю, я знаю для чего мне это надо и где, и как я могу эти знания применить»

Проект (с лат. «брошенный вперед») – это прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности и т.п., а проектированием является создание проекта.

Цели проектного обучения:
· Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии.
· Развивать у учащихся значимость коллективной работы, повышать роль сотрудничества, вдохновлять на развитие коммуникабельности.
· Развивать исследовательские умения.

Как же строится работа над проектами? Она делится на несколько этапов.
Погружение в проект. На этом этапе учитель «зажигает» детей идеей проекта. Учащиеся стараются пропустить ее через себя, присваивают или отказываются от нее.
Организация деятельности. Учитель вносит свои предложения по организации работы на правах более опытного человека, учащиеся осуществляют работу в соответствии с планом.
Осуществление деятельности. Учитель является наблюдателем, но не сторонним, а готовым в нужный момент оказать помощь, проконсультировать. Учащиеся работают максимально активно и самостоятельно.
Презентация. Учитель принимает отчет. Учащиеся демонстрируют достигнутые результаты.

Можно сказать, что проект – это “пять П”:

Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.

Шестое “П” проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.

Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт!

В основу классификации проектов можно положить несколько признаков.

Например, по затраченному времени:
· Краткосрочные (1-2 урока)
· Средней продолжительности ( до недели)
· Долгосрочные (более месяца)

По доминирующей деятельности проекты делятся следующим образом:
· практико - ориентированный или прикладной (например, модель действующего механизма, созданная своими руками развивающая игра);
· творческий проект (результатом такого проекта могут быть: газета, выставка рисунков, литературный сборник, видеофильм, праздник, спектакль и т. п.);
· информационный проект ( реферат, доклад )
· ролевой или игровой проект (разбираются роли, присутствуют элементы костюмов, придумывается ситуация);
· исследовательский проект (это самый сложный проект, выбранная тема должна быть актуальна, а цель – четкая);
· поисковый проект (анкетирование, составление таблиц и диаграмм);

По предметносодержащей деятельности проекты делятся на:
· монопроект;
· межпредметный проект.

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТАМИ И ЕЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Метод проектов — это такой способ организации обучения, при котором реализуются интеллектуальные и физические возможности школьников по созданию новых товаров и услуг, имеющих субъективную новизну и практическую значимость. В концептуальных подходах к современной трудовой подготовке школьников методу проектов отводится стержневое место, с его реализацией связываются большие надежды. Предполагается, что эта гибкая модель организации учебного процесса, начиная со II класса и по XI, будет воспитывать у молодежи такие качества, которые позволят лучше адаптироваться к стремительно меняющимся социально-экономическим условиям. Проектный метод ориентированна творческую самореализацию развивающей личности, развитие воли, находчивости, целеустремленности.

19.1. ПОНЯТИЕ О ПРОЕКТНОМ МЕТОДЕ

Метод проектов (лат. рго/есШз — брошенный вперед; план на будущее) — это система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий.

Строго говоря, это не новое направление в психолого-педагогической науке, а возрождение насильственно отторгнутого в нашей стране в 30-е годы прошлого столетия, но применяемого во многих других странах опыта трудового обучения школьников. Сегодня никто не отрицает достоинств этого весьма распространенного метода обучения, получившего название проектного. Совершенно очевидно, что он открывает перед каждым, даже самым рудным в интеллектуальном развитии, школьником возможно-проявить себя, выявить свои способности, наметить будущую ^ессиональную деятельность. Проще говоря, школьнику предоставляются возможности самому попробовать и испытать себя в разных сферах, выявить что-то более близкое и интересное и сконцентрировать на этом свои желания, силы, способности. Это позволяет включить в учебный процесс самое важное: активность, интерес и нательную самореализацию главного участника — обучаемого.Проектный метод имеет одну важную дидактическую особен­ность: вся деятельность школьника должна ориентироваться на формирование его мышления, в основе которого лежит личный опыт. Иначе говоря, школьник сам, пробуя, ошибаясь и вновь выходя на правильный путь в поиске, пропускает через себя все, что, как он убежден, пригодится, понадобится в дальнейшей жизни. Он сам разделяет ответственность (ранее лежавшую только на учителе) за собственное развитие, уровень подготовки к самостоятельной деятельности в будущем.

Нас не удивляет спортсмен, настойчиво и целеустремленно повышающий планку изо дня в день, без понуканий и нажима он идет к поставленной цели. Воспитательное значение проектного метода заключается в том, что ребенку внушается главная мысль — он с а м способен сформировать свои личные качества, умения проектировать в малом и большом, что в конечном итоге определит его личную карьеру. И если ранее это слово было не слишком распространено — об этом думали, но не говорили открыто, — то сегодня ханжеское замалчивание необходимости добиваться достойного положения в обществе ушло в прошлое. Наоборот, личные качества, интеллектуальное развитие и технологическая грамотность являются гарантом адаптации в условиях конкурентной борьбы на рынке труда.

Особенностью содержания метода проектов является его исследовательская сущность. Школьника постепенно подготавливают к тому, чтобы любая созидательная деятельность была подчинена достижению нескольких конкретных целей.
• Желательно, чтобы школьник научился определять, нужна ли та продукция, которую он собирается изготовить, обществу. Найдет ли она применение в доме, в школе, в уличных играх и т.п. Желательно выявление и такого фактора, как возможность реализации. В этом заключается осознание целесообразности производства — прибыльности будущего изделия.
• Важно, чтобы школьник проникся необходимостью знания различных технологических процессов преобразования материалов: здесь предпосылка решения вопросов о рациональности того или иного способа обработки, его экономической эффективности.

4 Необходимо, чтобы будущий член общества был способен оценить, не нанесет ли урон окружающей среде предлагаемый способ производства, сохранит ли и приумножит он природные богатства или, наоборот, нанесет невосполнимый ущерб. Это должно стать неотъемлемой чертой нравственного воспитания подрастающего поколения.

Таким образом, в содержании проектного метода заложен сознательный и творческий выбор человеком оптимальных способов преобразовательной деятельности из массы альтернативных подходов с учетом последствий для природы и общества. Сформировать такой характер мышления совсем не просто. Именно в надежде на то, что эти задачи все же будут решены современной системой обучения, и заложен инновационный смысл проектного метода, его содержательное наполнение.

19.2. КЛАССИФИКАЦИЯ ШКОЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ

В.Д.Симоненко предлагает следующую классификацию проектов по их содержанию.

Интеллектуальные. Школьники должны описать модернизированные способы обработки материалов, почвы, оригинальные новые технологии производства изделий, продуктов и т.п. Могут быть предложены разработанные программы для ЭВМ, компьютерная графика и т.д. Предметом проектных разработок могут стать интерьеры учебных, жилых и производственных помещений, дизайн любых изделий — предметов быта, производственных образцов и т.п. При этом особые надежды связываются с присущим молодым неожиданным, нестандартным взглядом на существую­щее положение вещей. Подтверждений тому — множество, и не следует относить эту категорию проектов только к старшему школьному возрасту.

Материальные. Под таковыми подразумевается изготовление инструментов и приспособлений, наглядных пособий и бытовых устройств, средств малой механизации и автоматизации. Проектами этого рода могут быть изделия художественно-прикладного и технического творчества учащихся, реализованные в материале рационализаторские предложения школьников. По согласованию с учителем к таким проектам можно отнести выполнение эталон-| ных объектов труда, в которые внесены конструктивные усовер-; шенствования, предложены изменения внешнего вида, отделки,

* обоснованная замена материалов и т.д.

Экологические. В этих проектах может осуществляться эксперт-

* ная оценка воздушно-газовой среды, состояния водоемов и почв,
распространение эрозии и облесения. Предметом исследования и
анализа могут стать способы очистки загрязненных производствен-
ных помещений, лесных и лесохозяйственных угодий, природных
и искусственных водоемов. Проектами такого рода может стать изу­
чение возможностей сбора и использования вторичного сырья,
^регенерации различных пластполимеров, применение этих мате­
риалов для изготовления объектов труда учащихся. Не следует ду-

?ть'что такие проекты под силу лишь «избранным» школьникам. ^аоборот, чем больше учащихся будут вовлечены в круг таких твор-Сских проектов, тем выше будет продвижение всех в экологиче-**** грамотности. Кстати, именно молодым приходят в голову идеи ктирования бесприродного технического мира, бескислород-техники (отказ от сжигания угля, нефтепродуктов и газа) и

других, сегодня еще не совсем воспринимаемых, технологий. Но именно экологическое образование, которое начинается со школьных проектов, подведет к ним общество. Не секрет, что сегодня мы отстаем от многих стран в развитии сферы услуг. Поэтому чем больше проектов, связанных с обслуживанием и ремонтом оборудования, бытовой техники, всей инфраструктуры быта будет выполняться школьниками, тем быстрее будут ликвидированы эти перекосы в отечественной экономике. Проекты, относящиеся к ремонту и благоустройству жилищ, напрямую согласуются с разделом программы «Строительные и ремонтно-отделочные работы». Их выполнение в проектном варианте оправдано ввиду малой вероятности фронтального изучения этой темы, о чем уже говорилось ранее.

Сервисные. В современной техносфере отводится первостепенное значение накоплению, подбору, оформлению и представлению информации. Такие проекты очень перспективны, представляется, что спрос на этот вид услуг будет огромен.

Наконец, возможны комплексные проекты, включающие интеллектуальные, материальные, экологические и сервисные составляющие.

Естественно, при выборе конкретного типа проекта учитель технологии должен исходить из того, что это принципиально важная и сложная педагогическая проблема, которая связана с реальной личностью. Сложность подбора творческого проекта связана со многими факторами — наклонностями и пристрастиями предполагаемых исполнителей, их возрастными и индивидуальными особенностями, материально-техническими возможностями реализации проекта и др. Когда сами школьники проявляют инициативу и творческую активность, предлагают свои идеи, высказывают конкретные пожелания, то проблемы, обозначенные выше, решаются в спокойном практическом порядке, со взаимной пользой.

19.3. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ

Различные аспекты целенаправленного воздействия на развитие творческого потенциала школьников давно и успешно рассматриваются психолого-педагогической наукой. Проектная деятельность на занятиях по технологии строго подпадает под общепсихологическое понимание деятельности, раскрытое в трудах Л.С.Выготского, А.Р.Лурия, С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева, В.Д.Шадрикова и др. Мы рекомендуем глубже познакомиться с этими исследованиями — они расширят представления по теории деятельности.

В то же время проектная деятельность отличается от обычной учебной трудовой работы рядом факторов, которые преподавателю технологии следует принимать во внимание.

При выполнении проектов трудовая и учебная деятельность рассматриваются во взаимосвязи, так как представляют два этапа одной целостной деятельности. При этом трудовая деятельность в процессе выполнения имеет приоритетное значение. Причем мотивы, направляющие эту деятельность, определяются потребностями, которые осознаются самим подростком.

Деятельность учащихся в данном случае не может быть оценена неудовлетворительно, как обычная учебная, поскольку процесс работы построен с целью довести каждый проект до логического завершения. Учитель должен подводить школьника к тому, чтобы он мог многопланово Оценивать собственную работу. Отдельно оценивается качество выполненного изделия и документация, разработанная или собранная в процессе организационно-подготовительного или технологического этапов; анализируются знания и умения, приобретенные при выполнении проекта. Особо должна быть проанализирована степень рациональности предложенной и исполненной технологии. Такой прагматичный подход, становящийся привычным, вырабатывает у учащихся активную и адекватную жизненную позицию.

Необходимо отдавать себе отчет: при работе над проектами многие учащиеся должны будут выйти из привычной дидактической среды, где центральной фигурой был учитель с его пристально-надзорной деятельностью от начала до конца. Здесь есть опасность попадания учащихся в тупиковые ситуации, движения в ошибочном направлении. Поэтому функции деятельности учителя технологии получают несколько иное направление. Он выступает в роли неназойливого эксперта, конструктивно рассматривающего совместно с учеником сильные и слабые стороны того или иного варианта. По существу никто не снимает с учителя руководящую и направляющую роль, но деятельностный подход самого ученика «Должен составлять основу работы.

Наконец, психологически оправдано (что также не практикуется при обычной учебной работе) осуществлять коллективный I анализ идеи или совместный поиск выхода из проблемной ситуации расчет наиболее рационального варианта и т.п. Здесь, при абсолютной свободе высказывания, отрабатывается умение школь-доказательно убеждать других в своей правоте, уважительно коситься к чужим мнениям, подхватывать и развивать высказываемые идеи. Так закладывается фундамент психологии общения в кективе, такой важный и необходимый каждому в будущей основой деятельности.

Учитель технологии должен быть осведомлен о психологиче-барьерах, возникающих перед любым человеком, а перед ребенком — особенно, и уметь помогать школьникам в их преодолении. Более подробно с этими методическими аспектами можно познакомиться в книгах автора «Основы технического творчества» (разделы 1 и 2) и «Технология творчества» (глава «Секреты психологии мышления или преодоление барьеров»).

Необходимо отметить, что очень важно формировать у школьников такие механизмы поведения, особенно в составе поисковых групп (творческих объединений учащихся), которые в будущем будут способствовать их адаптации в коллективах. Понятно, что эмоционально-волевое равновесие со средой и определенный набор стратегий и тактик, позволяющих находить решение новых проблем, неизбежно возникающих в процессе труда, формируются не сразу, а постепенно. И, естественно, в зависимости от кон­кретного педагогического замысла, учитывающего индивидуальность, требования могут быть персонифицированы, но их выбор в целом постоянен. Такой творческий тренинг призван дать школьнику главное — интерес к жизни и труду, указать пути, по которым можно идти и искать, узнавать, изучать, постигать новое.

19.4. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ

Мы достаточно говорили о том, что следует предоставлять школьникам свободу в выборе проекта, подборе творческой группы и других моментах выполнения проектов.

Кроме того, желательно, чтобы у каждого учащегося перед началом работы был своеобразный путеводитель, алгоритм последовательных действий. Представляется, что это может быть памятка для учащихся примерно такого вида [33].

ПАМЯТКА УЧАЩЕГОСЯ Ты собираешься идти по пути проектирования. Большинство предметов, окружающих нас, прошли этот процесс.

I. Осознание нужд или проблем

Нужды начинаются там, где ты стоишь. Где бы ни появились люди, появ­ляются проблемы, требующие решения. Твоя проблема должна быть оформлена в виде краткого описания. Оно должно четко формулировать то, что ты собираешься делать.

II. Исследование и развитие идей

Следующий шаг — найти как можно больше информации по твоей проблеме. Необходимо записывать все, что, на твой взгляд, может помочь тебе. Включай эскизы, диаграммы, пометки.

Подумай о:

• времени — как долго ты будешь решать эту проблему?

• материалах — какие материалы имеются в твоем распоряжении.

• стоимости — сколько это будет стоить?

• функциях — для выполнения каких функций нужен данный объект?

• внешнем виде — как он будет выглядеть?

Развивая свои идеи — помни, что простые идеи — часто лучшие идеи.

III. Планирование и изготовление

Сейчас ты должен составить план, как ты собираешься решить данную проблему. Запиши порядок своей работы. Тщательно продумай, сколько вре­мени необходимо тебе, какое оборудование понадобится.

IV. Испытание и оценка

Решил ли ты проблему? Подумай об этом и спроси других людей. Может, тебе необходимо произвести изменения в твоем проекте или, может быть, начать все заново? Очень небольшое количество дизайнерских решений безупречно, всегда есть путь для улучшения!

Данный лист — ориентир для учащихся. Каждый из этапов можно снабдить иллюстрацией или символическим знаком.

В рекомендациях школьникам могут и должны быть указаны адреса, где они могут получить дополнительную информацию: конкретная библиотека с отделом научно-технической литературы, конкретное издание (например, журнал «Школа и производство»), конкретная книга, которая содержит ответы на «узкий вопрос». Хорошо бы и самому учителю иметь в своем распоряжении (в кабинете) несколько справочных, научно-популярных и научно-технических книг, популярных журналов, которые всегда можно адресовать учащимся. Если школьник привыкнет пользоваться источниками информации до такой степени, что это станет его насущной потребностью, — такой педагогический результат трудно переоценить.

Представляется, что в распоряжении учителя должны быть образцы обязательных экономических расчетов. Критерии и формы ^Предложены в работах В.Д.Симоненко [42, 43].

Хорошо, если учебное заведение может приобрести видеокассеты «Метод творческих проектов» и «10 творческих проектов» ЦБрянский государственный педагогический университет, Научно-методический центр «Технология»), здесь раскрывается мето-I обучения учащихся выполнению творческих проектов на конных примерах; многие неясности, возникающие у школьники, развеялись бы.

Весьма полезным является ведение учащимися тетрадей, где

ксываются результаты анализа, поиска вариантов и т.д. Опыт

Кол, где успешно выполняются творческие проекты, говорит о

Иественном значении обязательного приложения к практиче-

У объекту расчетно-пояснительной записки.

Наряду с предложенной выше памяткой учащегося можно дать тест — алгоритм самоанализа проектной деятельности.

Что необходимо иметь для осуществления работы?

Выработка идей и решений

Опиши все свои идеи для выработки успешного решения.

Планирование и изготовление

Подумай тщательно о том, что ты собираешься делать.

Попытайся разбить свою деятельность на этапы: запиши их по порядку; опиши, что ты будешь делать на каждом.

Проверка и оценка

Выполняет ли твой объект (система) то, что должен выполнять? Если бы ты начал заново, какие бы изменения ты внес?

Критерии оценки творческих проектов на олимпиаде по технологии

1 Общее оформление 1
2 Актуальность. Обоснование проблемы и формулировка темы проекта 1
3 Сбор информации по теме проекта. Анализа прототипов 1
4 Анализ возможных идей. Выбор оптимальных идеи 1
5 Разработка конструкторской документации, качество графики. 1
6 Описание изготовления изделия 1
7 Описание окончательного варианта изделия 1
8 Эстетическая оценка выбранного варианта 1
9 Экономическая и экологическая оценка готового изделия 1
10 Реклама изделия 1
Оценка изделия (до 25 баллов)
1 Оригинальность конструкции 10
2 Качество изделия 10
3 Соответствие изделия проекту 3
4 Практическая значимость 2
Оценка защиты проекта (до 15 баллов)

1 Формулировка проблемы и темы проекта 3
2 Анализ прототипов и обоснование выбранной идеи 1
3 Описание технологии изготовления изделия 2
4 Четкость и ясность изложения 2
5 Глубина знаний и эрудиция 1
6 Время изложения 1
7 Самооценка 3
8 Ответы на вопросы 2
Итого 50

Наши проекты.

8 класс БОНДАРЕНКО РОМАН
Моя профессиональная карьера.doc
Microsoft Word документ 174.0 KB

или посмотреть здесь

5 класс Алексенко Мария
фартук Алексенко Марии.doc
Microsoft Word документ 8.2 MB
Гогузева Дарья 6 класс
юбка.docx
Microsoft Word документ 3.4 MB
Мой костюм. Мамырова Алина 7 класс
костюм2ааа.pptx
Презентация Microsoft Power Point 7.1 MB
Мой костюм Мамырова Алина 7 кл
Мамырова Алина 7 класс МБОУ.docx
Microsoft Word документ 3.5 MB
сборник проектов.pdf
Adobe Acrobat документ 891.5 KB