Здравствуйте,уважаемые коллеги, учащиеся и родители!

 
 
 

Тема блога: "Проектная деятельность как средство социализации школьников".

Труд избавляет человека от трех главных зол: скуки, порока и нужды. Вольтер (Мари Франсуа Аруэ)

«Я слышу - я забываю, Я вижу - я запоминаю, Я делаю - я понимаю» (китайская пословица)

Осталось...
a>

Если мы обменяемся яблоками, то у нас снова будет по одному яблоку. А если мы обменяемся идеями, то при том, что

Система Orphus
Информер на основе лунного календаря

Выбор за тобой "Это невозможно!" - сказала Причина. "Это безрассудство!" - заметил Опыт.

"Это бесполезно!" - отрезала Гордость. "Попробуй..." - шепнула Мечта.

Проверка слова
www.gramota.ru

 

 
 
 
 
Государственные услуги
 

Единый портал государственных и муниципальных услуг

На Едином портале есть возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронном виде

Единый порталгосударственных и муниципальных услуг (функций)

Проверить
Сколько дней блогу
Система Orphus

Контакт

История вышивки

История вышивки

При рассмотрении текстиля Европы следует провести различия между тканями в собственном смысле, с одной стороны, и вышивками и шпалерами с другой.
Франция, играющая столь большую роль в развитии прикладных искусств готики, занимает относительно скромное место в области текстиля. В художественном ткачестве первенство принадлежит Германии, Испании и в особенности Италии, достигшей в этом исключительного расцвета.
В Германии, в прославленной мастерской при монастыре св. Эммерама в Регенсбурге в XIII и XIV вв. создаются такие замечательные шедевры, как алтарное покрывало с Распятием, вышитом шелком и золотой нитью по льну. Ряд парчовых тканей, украшенных симметричными парами животных, иногда заключенными в медальоны, говорят о влиянии Сицилии (Лондон, Музей Виктории и Альберта), в Гальбертштатском соборе имеется парчовая ткань с узором из двуглавых орлов. На других тканях изображены человеческие фигуры в нишах, увенчанных арочками, которые напоминают нам о романском и готическом зодчестве.
В тканях Испании преобладают ориентальные мотивы, вполне естественные, ибо большинство ткачей в этой стране были мусульманами. Для тканей южных областей страны характерно бесконечное повторение геометрических узоров и изображение древа жизни с птицами по бокам. В тексте начала ХIII века, принадлежащем писателю из Кордовы Аль Шаканди, мы читаем: "Город Малага славится своими шелками. Там изготовляются шелка с бесконечным разнообразием расцветок и рисунков. Некоторые ткани столь дороги, что платье из них обходится в несколько тысяч мараведи". Примерно в это же время в христианских областях Испании используются другие мотивы, такие как геральдические символы, замок с тремя башнями и лев, поднявшийся на задние лапы; чередование этих мотивов, заключенных в мелкие восьмиугольные медальоны мы видим на мантии из Толедского собора, принадлежавшей архиепископу Арагонскому. Продукция северных районов не мешала христианам высоко ценить ткани мусульманского юга. Мы знаем, например, что Хуан I, король Арагона (1387-1395), повелел закупить на юге шелка для приданого своей дочери. Богатство высшей знати позволяло им делать огромные траты; королева Изабелла Католическая, сама любившая драгоценные платья из шелка, издала в 1499г. указ, гласивший: "Никому не дозволено носить шелка или иные ткани, украшенные золотом. Золото в одеждах запрещено во всех видах: вытканное, вышитое накладное или нанесенное в краске". Этот текст интересен для нас тем, что он перечисляет различные способы украшения одежды, бытовавшие в ту эпоху.
Как уже сказано, Италии принадлежало первенство в художественном ткачестве среди стран готической Европы. Раньше всего это ремесло расцвело в мастерских Сицилии, где под началом мастеров-норманов работали ткачи, среди которых было много выходцев из Греции. В орнаментах сицилийских ткачей использовались мусульманские мотивы. Однако на этом острове со смешанным национальным составом взаимодействовали восточные и западные влияния, что мы можем видеть на примере Люзиньянской плащаницы (Лион, Музей ткани). Плащаница состоит из двух слоев ткани разной окраски, синей и желто-бежевой, с декором из шевронов, переходящих в цветы лилии и окаймленных арабскими надписями. Из Сицилии происходит и ткань, хранящаяся в церкви Сен-Сернен в Тулузе, украшенная павлинами и пеликанами. Надписи с названиями птиц вытканы латинскими буквами, однако восточные ткачи, привыкшие к арабскому письму, расположили надписи справа налево. Сицилийского происхождения также камзол Карла де Блуа из шелковой парчи, затканной золоченой нитью с чередующимися орлами и львами в многоугольных медальонах; он представляет собой редчайший образец светской одежды ХIV в. (Лион, музей ткани)
Текстильный центр в Луке существовал с XII в., но мощное развитие его началось только после 1382г., когда в этот город переселились беженцы из Сицилии. С этого времени в Луке главным образом производят дорогие ткани, предназначенные большей частью для церкви, придворных и феодальной знати. В подробных инвентарных описях папской сокровищницы 1295 и 1361 гг. шелка из Лукки упоминаются гораздо чаще других; названо десять штук узорного шелка из Лукки с гербом рода Савелли, к которому принадлежал папа Гонорий IV, и двадцать девять штук с гербом рода Каэтани, к которому принадлежал папа Бонифаций VIII. Среди высокопоставленных заказчиков из других стран значатся короли Франции и Англии и герцог Бургундский. Лукский торговый дом Морикони имел в конце XIV в. отделения в Брюгге и в Париже, а ткани луккского производства обнаружены, в частности в Гданьске и в Скандинавии. Среди орнаментальных мотивов чаще других встречаются пары симметричных животных, однако этот восточный мотив видоизменен. На тканях церковного назначения имеются также растительные и ветвевидные узоры, охотничьи сцены, группы ангелов.
В Лукке изготавливались ткани многих сортов: разные виды парчи, златотканной или шитой золотом, атлас, узорчатый шелк, тафта, шелк с волнообразной выработкой, муар и другие легкие шелка для одежды, включая газ. Производилось не менее пяти сортов бархата, в том числе тканный серебром и золотом и четырехцветный. Большой славой среди луккских тканей пользовались диасперы - однотонные шелка, затканные золоченой или серебряной нитью. Белые или окрашенные в различные цвета, они напоминают узорчатый шелк дама, матовый рисунок выполняется на блестящем фоне, что достигалось особой техникой переплетения нитей. Декор состоял из парных симметрично расположенных животных, разделенных пальметками. Этот арабский мотив был занесен в Италию сицилийскими ткачами. В IV веке ощущается новое влияние - китайское, связанное с обильным проникновением в Италию Китайских тканей после образования империи моголов. Рисунок узораделается более гибким и, с присущей им восприимчивостью, луккские мастера сочетают китайские мотивы (дракон, мифологическре животное цилинь, облака, феникс) с мотивами готическими (слоны, соколы, сцены охоты, и даже архитектурные элементы, как например, розы соборов). Риза, исполненная по повелению королевы Бланки Наваррской, супруги Филиппа VI, декорирована по бледно-желтому фону целым собранием симметричных пар животных: львов, оленей, драконов, грифонов, золотисто-желтых попугаев. Цветы узора изображаются чаще всего в реалистической манере, что делает декор менее стилизованным и более живым. Такой орнамент пользуется большим успехом. Текстильное производство Лукки находилось в полном расцвете, бесчисленные заказы могли дать работу трем тысячам ткацких станков, когда междоусобные войны, охватившие Италию, положили конец процветанию города. Примыкавшая к гвельфам Лукка была в 1314г. разорена пизанскими гиббелинами и затем в течение XIV в. семь раз переходила из рук в руки. В результате многие луккские ткачи переселились в другие итальянские города, преимущественно в Венецию.

Вышивка шелком

Подъем текстильного искусства Венеции был вызван среди прочих причин наплывом беженцев из Лукки. Город дожей поддерживал постоянные связи с Востоком, и потому не удивительно, что в декоре венецианского бархата мы находим типичные для турецкого искусства цветы, первоначально заимствованные у персов: тюльпан, гвоздику, шиповник и гиацинт. Встречаются также цветы граната и чертополоха и характерное размещение узоров в ячейках, образуемых витым шнуром или ветвевидной вязью. Венецианцы выделывали также так называемый "рытый" бархат. Этот тип бархата не был монополией Венеции: еще прежде он изготовлялся в Лукке, а затем во Флоренции. Восточные влияния наложили столь сильный отпечаток на художественные ремесла Венеции, что на одном и том же изделии можно увидеть сочетание и китайских и мусульманских мотивов, примером чего может служить мантия из шелковой парчи в Гальберштадском соборе. Среди венецианских изделий особо выделяются разрезные и полуразрезные бархаты и бархат с вытяжными петлями.
Для тканей Флоренции характерны узоры из мелких реалистических трактованных цветочных мотивов, очень богатых и разнообразных. Генуя, процветавшая уже в XIII в., приобретает в XIV и затем XV в. широкую известность своим бархатом с игрой мелких и несимметричных узоров из неразрезанного ворса на темном фоне разрезанного. В Милане, где Франческо Сфорца внедрял тутовое дерево, также возникают преуспевающие шелкоткацкие мастерские. Примерно с 1450г. Сиена налаживает производство тканей, с успехом заменяющих дорогие вышивки для церковных облачений. Эти ткани украшены фигурками людей на фоне из мелких цветочков в архитектурном обрамлении.
В области вышивок выделяется продукция Перуджи, где изготовлялись белые льняные полотенца с синим вышитым узором, которые, конечно, служили для обиходных нужд, а не являлись предметами роскоши, как шелка. Скромность цели не умаляла их декоративных достоинств, и высокий спрос на эти полотенца держался вплоть до эпохи барокко. Наибольшей славой среди вышивок готической эпохи, бесспорно, пользовались английские изделия. Самый термин "английская работа" стал с течением времени обозначать разновидность техники, а не происхождение. Английские вышивки экспортировались по всей Европе, от Испании до Богемии, а в инвентарной описи Ватикана в 1295г. они упоминаются сто тринадцать раз. К числу вышивок этого типа принадлежит мантия конца XIII в. из монастыря Монтьерамей (департамент Об, сокровищница собора Труа;). Она вышита разноцветным шелком и золоченой нитью по красной парче. Медальоны четырехлистники обрамляют сцены из жизни Христа и Богоматери и симметрично расположенные эпизоды из легенд о французских святых. Этим же временем датируется и риза, украшенная четырьмя четырелопастными медальонами из Музея Виктории и Албюерта. Сходна с ними и мантия из Асколи-Пичено (Италия), несомненно, английской работы; на ней вокруг медальонов с изображением Христа и Богоматери расположены круглые медальоны с изображением святого Петра и пятнадцати пап. Английские вышивки ценились так высоко, что папа Бонифаций VIII передал в дар собору Ананьи ризу и две далматики английской работы.

Ручная вышивка

У английской ручной вышивки есть две отличительные особенности: лица людей выполняются стежком, идущим по спирали, неизменно начинающейся от щеки, и, кроме того, в композициях часто изображаются херувимы и серафимы. Их фигуры заполняют промежутки между медальонами на знаменитой мантии XIII в. из женского монастыря близ Ричмонда в окрестностях Лондона (Лондон, Музей Виктории и Альберта).
Вышивка на церковной суме для сбора пожертвований французской работы XIV в. из сокровищницы Санского собора иллюстрирует известный в ту пору литературный сюжет "Владелица замка Вержи". На другой подобной суме из сокровищницы собора в Труа изображен молодой Сарацин убивающий льва перед лицом Элеоноры Аквитанской. Отметим также створчатый алтарь второй половины XIV в. из сокровищницы Шатрского собора (Шартр, Музей): натянутая на деревянную раму вышивка изображает сцену "Снятие с креста", на створках вышиты изображения Иоанна Крестителя и св. Екатерины.
Ряд церковных уборов делался из белого шелка, шитого золотом; такова, например, украшенная растительной вязью митра, приписываемая без основания Фоме Бекету (сокровищница Санского собора), и другая митра, на которой с одной стороны вышито "Благовещение", а с другой "Коронование Богоматери" (церковь Сикста в департаменте Верхняя Савойя); Богатство и разнообразие орнаментики отличает митру Жана де Мариньи, выполненную из зеленого шелка с вышивкой, на одной ее стороне изображен св.Петр, на другой - св.Элигий (Эврё, Музей). Во всех странах Европы богато украшались церковные ризы. В соборе Упсалы (Швеция) хранится риза красного бархата, вышитая цветным шелком и золотой и серебряной нитью; вышивка изображает сидящую Мадонну с младенцем в окружении четырехлистников, на которых воспроизведены Семь радостей Марии. Эта риза создана в мастерской Альберта Вышивальщика, работавшего в Стокгольме около 1470г. Прекрасными декоративными достоинствами отличается антепендиум, выполненный в Нюрнберге в XV в. (Кельн, Музей декоративно-прикладного искусства).
Наряду с вышивкой большой славой в готическую эпоху пользовались шпалеры. Особенную известность в этом виде техники завоевалАррас, имя которого стало нарицательным в некоторых странах для изделий этого типа. Мы читаем, в частности в хрониках Фруассара, что в 1396 г. выкуп за герцога Неверского, захваченного в плен султаном Баязетом I (1347-1403), был выплачен "готлисными коврами, изготовленными в Аррасе в Пикардии". Главным заказчиком аррасских мастеров был гецог Бургундский Филипп Смелый.
Производство шпалер было развито и в Париже: широко известна серия "Апокалипсис" из Анжера, обязанная своей славой тому, что она является самой старинной среди сохранившихся французских шпалер и одной из самых больших: до нас дошло 69 шпалер, то есть две трети всего ансамбля; к тому же мы располагаем на редкость точными сведениями об этой серии. Известно, что шпалеры были созданы по заказу Людовика I, герцога Анжуйского, поручившего миниатюристу Яну из Брюгге изготовление картонов, по которым работали Никола Батай и его мастера. При подготовке картонов художник использовал миниатюры из рукописей; одну из рукописей герцог Анжуйский взял у своего брата короля Карла V и впоследствии забыл ему вернуть. Композиции исполнены попеременно на синем и красном фоне и имеют монументальный характер. Среди других образцов упомянем менее значительные и являющиеся частью серий шпалеры "Девять храбрецов", а также относящиеся к XIV в. шпалеру "Король Артур" (Нью-Йорк, Музей Метрополитен) и ряд других, близких по стилю к книжной миниатюре. Аррас сохранял свое первенство в этом виде художественного ремесла в течение почти всего XV в., явно затмевая Париж. Известно, что наряду с Бургундскими герцогами, и в частности Филиппом Добрым, среди постоянных заказчиков арраских мастеров значатся английскиекороли Генрих V и Генрих VI...

Шпалеры

Шпалеры второй половины XV в. четко отличаются от шпалер XIV в. более богатой палитрой и тематикой. Они изображают сцены из жизни своих современников. Такие шпалеры, как "Дровосеки" (Париж, Музей декоративного искусства), "Беседа влюбленных" (Париж, Лувр), "Розы" (Нью-Йорк, музей Метрополитен), эпизоды из рыцарских романов (Миннеаполис), "Праздник дикарей" (из церкви Нотр-Дам в Сомюре), дают нам сведения о жизни, одежде и вкусах того времени. Разумеется, бытовые сюжеты не исключают сюжетов, заимствованных из древней истории, или сюжетов религиозного характера, исполняемых по заказам церквей, как, например шпалера "Страсти Христовы", созданная для собора в Сарагосе. Отметим также прелестные шпалеры "мильфлеры" с россыпью мелких цветов и кустиков на синем фоне и "Житие Богоматери" в Боне.
У феодалов тех времен существовал обычай брать с собой в дорогу самые любимые шпалеры и развешивать их в тех замках или походных палатках, где они временно жили. Так неосторожно поступил, отправляясь на войну, и Карл Смелый. Нанеся ему поражение, швейцарцы завладели богатой добычей, в которой оказались и шпалеры арраской работы "Поклонение волхвов" и "История Траяна", находящиеся ныне в Бернском историческом музее.
Герцогство Бургундское, расположенное на стыке нынешней Франции и Бельгии, имело шпалерное производство в Турне, Брюгге и других городах, в том числе в Оденарде. В брюсселе, в крупнейшем центре по производству шпалер, работали по картонам фламандского готизирующего художника Рогира Ван дер Вейдена. По его эскизам выполнена луврская шпалера "Св. Лука, рисующий Марию". Мастера верно следуют картону, тщательно выполняя детали и передавая эффект перспективы, но при этом шпалера приближается к живописи и теряет присущий этому жанру монументальный стиль. В брюссельских мастерских была создана и шпалера "Прославление Карла VIII", вытканная из шерстяных, шелковых и серебряных нитей (Нью-Йорк, Музей Клойстерс); это произведение выделяется большими размерами и любопытно тем, что ее автор, Ян Ван Роом, изобразил на ней самого себя в числе многочисленных фигур, обращенных лицом к зрителю.

Оставить комментарий

Комментарии: 0