Здравствуйте,уважаемые коллеги, учащиеся и родители!

 
 
 

Тема блога: "Проектная деятельность как средство социализации школьников".

Труд избавляет человека от трех главных зол: скуки, порока и нужды. Вольтер (Мари Франсуа Аруэ)

«Я слышу - я забываю, Я вижу - я запоминаю, Я делаю - я понимаю» (китайская пословица)

Осталось...
a>

Если мы обменяемся яблоками, то у нас снова будет по одному яблоку. А если мы обменяемся идеями, то при том, что

Система Orphus
Информер на основе лунного календаря

Выбор за тобой "Это невозможно!" - сказала Причина. "Это безрассудство!" - заметил Опыт.

"Это бесполезно!" - отрезала Гордость. "Попробуй..." - шепнула Мечта.

Проверка слова
www.gramota.ru

 

 
 
 
 
Государственные услуги
 

Единый портал государственных и муниципальных услуг

На Едином портале есть возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронном виде

Единый порталгосударственных и муниципальных услуг (функций)

Проверить
Сколько дней блогу
Система Orphus

Контакт

Тема: Рынок труда. Спрос и предложение.

Тема: Рынок труда. Спрос и предложение.

Цель занятия: Повышать уровень компетентности учащихся при выборе профессии за счёт вооружения их соответствующими знаниями и умениями.

Задачи: 1) Выявить текущую ситуацию в классе, связанную с осознанным выбором будущей профессии.

2) Познакомить школьников с понятием «рынок труда», его структурой и законами.

3) Проанализировать текущую ситуацию на рынке труда Владимирской области.

4) Углубить знания учащихся о мире профессионального труда.

Учитель: Для каждого из вас сейчас очень важно определиться, кем вы будете в дальнейшем. Сейчас многим из вас трудно выбрать свою будущую профессию, и неудивительно: интересы значительной части подростков очень неустойчивы, потому что их формирует школа, семья, друзья. Причём степень выбора колеблется от абсолютного «да, только эта профессия меня привлекает» до «не знаю, как получится». Наверное, это происходит от незнания подростками всего многообразия мира профессий, от незнания их особенностей и специфики. И поэтому я предлагаю начать наше занятие с игрового упражнения «Самая, самая», которое позволит углубить ваши знания о мире профессионального труда.

Проведение профориентационной игры «Самая -самая».

Цель: Углубить знания учащихся о мире профессионального труда.

1) Инструкция: Сейчас вам будут предлагаться некоторые необычные характеристики профессий. Ваша задача: по очереди называть те профессии, которые, по-вашему мнению, в наибольшей степени соответствуют данной характеристике.

2) Проводится игра.

Ведущий называет краткую характеристику (самая зелёная профессия, самая сладкая профессия, самая сидячая профессия), а учащиеся сразу же по очереди называют свои варианты профессий. В ходе игры ведущий может задавать уточняющие вопросы участникам игры.

3) Обсуждение.



Учитель: Установлено, что подростки редко выбирают профессии родителей. Но не подлежит сомнению тот факт, что они прислушиваются к мнению взрослых и часто выбирают те профессии, на которых настаивают родители. Так, результаты анкетирования в нашей группе показали, что 38% ребят при выборе будущей профессии советовались с родителями; а 85% (даже если кто-то делал свой выбор самостоятельно) говорили на эту тему с родителями и получили одобрение с их стороны.

На прошлом занятии мы с вами вывели формулу успешного выбора профессии. Давайте вспомним три составляющих этой формулы.

Ответы учеников. На экране появляется формула: ХОЧУ-МОГУ-НАДО.

ХОЧУ – это ваши интересы, склонности, желания заниматься тем или иным делом.

МОГУ – уровень вашей подготовленности, уровень знаний, наличие способностей к выбранному виду деятельности.

НАДО – спрос на профессию на рынке труда, потребность в ней общества.



Учитель: Сегодня на занятии мы с вами исследуем третью составляющую нашей формулы, т.е. познакомимся с такими понятиями как «рынок труда», «спрос», «предложение», изучим спросы современного рынка труда.



Учитель: Что такое рынок и что на нем делают, знает, наверное, каждый.

Рынок, если верить толковому словарю русского языка, есть место торговли различными товарами. Нам понятно, чем торгуют на вещевом или продовольственном рынке. А вот чем торгуют на рынке труда? Кто здесь продавец, а кто покупатель? Что является товаром? Давайте разберёмся в этом на конкретном примере из литературы.

Помните, у Пушкина в известной сказке?

"Пошел поп по базару

Посмотреть кой-какого товару.

Навстречу ему Балда

Идет, сам не зная куда".

Просмотр отрывка из м/ф «Сказка о попе и его работнике Балде».



Вот так встретились у Пушкина покупатель и продавец. Догадались, кто из них кто? (ответы учащихся)

Что же искал на базаре поп? (товар) Каким товаром торгуют на рынке труда? (ответы учащихся)

На рынке труда, как и на любом другом рынке, обязательно есть товар, только он особого свойства – это рабочая сила. На рынке труда покупают и продают рабочую силу как способность к определенному виду труда. Рабочая сила как товар больше всего похожа на «кота в мешке»: никогда не знаешь, что купил на самом деле.

Чтобы как-то уменьшить риск при покупке «кота в мешке», современный работодатель, который выступает на рынке труда покупателем Вашей рабочей силы, предъявляет к работнику такие же требования, как к любому другому товару.

У Пушкина поп говорит: "Нужен мне работник:

Повар, конюх и плотник".

Хитрый поп, он ищет не трех, а одного работника, способного заменить всех троих. На нашем сегодняшнем языке это может звучать примерно так: «Мне нужен профессионал широкого профиля». Это означает, что для работодателя наиболее привлекателен человек, владеющий несколькими профессиями, готовый при необходимости достаточно быстро переквалифицироваться, овладеть новой специальностью. Есть на рынке труда и цена товара – это заработная плата. У Пушкина попа заботит вопрос:

"А где найти мне такого

Служителя не слишком дорогого?"

Понятно, поп хочет купить не просто хороший товар, а еще и подешевле.



Ни у кого не возникает сомнения, что Балда был в своем роде профессионалом высокого класса. Почему же поп купил его так дешево? И, вообще, за какую цену можно продавать свою рабочую силу? Прежде чем мы попытаемся ответить на данные вопросы, давайте попробуем выделить составляющие своей рабочей силы, т.е. товара, который мы хотим продать на рынке труда. Итак, Ваша рабочая сила, это… здоровье, квалификация, способности, знания, умения, опыт - они являются товаром на рынке труда. Сколько же стоит этот товар?

Цена на товар зависит от соотношения спроса и предложения. Цена товара прямо пропорциональна спросу на него и обратно пропорциональна его предложению. Иначе говоря, чем больше спрашивают товар и чем меньше предлагают его на рынке, тем дороже он стоит. Поэтому самыми дорогими товарами являются товары дефицитные, которых не хватает. Если же спрос на товар невелик, а предлагают его довольно часто, то цена на него оказывается очень низкой. Так, например, 10 лет назад стали открываться малые предприятия, и понадобилось большое количество бухгалтеров – появился спрос. Предложение было недостаточным, и краткосрочные курсы подготовили достаточное количество бухгалтеров. Бухгалтеров так и продолжали готовить, а спрос уже был удовлетворён. Значит, появилось предложение в избытке, а за ним и конкуренция. У кого больше опыта и способностей, тот и смог найти работу, у кого меньше, тот остался не у дел. Таков один из законов рынка труда – постоянные колебания спроса и предложения. Сейчас появляется спрос на фрезеровщиков, токарей и строителей – значит, их надо готовить в больших количествах.

Второй механизм, который действует на рынке труда, - это заработная плата. Чем выше зарплата, тем меньше спрос, а на низкую зарплату вакансий всегда множество, т.е. спрос выше. С предложением, наоборот, большую зарплату получать желающих множество, а на маленькую желающих немного. Поэтому, чтобы нанять персонал и при этом не продешевить, работодатель вынужден повышать зарплату, если на меньшую совсем никого не найти. Наоборот, если на меньшие деньги найдутся желающие, зарплата будет снижена. Постоянные колебания зарплат – второй закон рынка труда. Теперь Вы можете ответить на вопрос, почему поп так дешево купил Балду. (Ответы учащихся) Да потому, что ему было из кого выбирать, потому, что таких, как Балда, на рынке труда было много, и предложение рабочей силы превышало спрос на нее.

Таким образом, основной характеристикой рынка труда является соотношение спроса и предложения рабочей силы.

Исходя из этого, профессия, которую Вы выбираете, должна соответствовать не только Вашим желаниям и способностям, но и требованиям рынка труда, то есть пользоваться спросом.

Учитель: Как вы думаете, в чем заключается разница между спросом на профессию и ее популярностью?

(спрос на профессию - это потребность рынка труда в ней, а популярность профессии - это просто своего рода мода).

- Учитель: Что ж, я согласна с вами, действительно, спрос на профессию выражает потребности работодателей - владельцев и руководителей предприятий - в специалистах этой профессии, а популярность профессии - интерес населения к ней, привлекательность профессии. И как вы, наверное, догадываетесь, наиболее популярные среди людей профессии далеко не всегда пользуются такой же популярностью у работодателей. Давайте в связи с этим вернёмся к результатам нашего тестирования. На экране:
Самые престижные

профессии
Результат

опроса
Самые непрестижные

профессии
Результат

опроса

1. Юрист
61,5%
1. Учитель
46%

2. Экономист
53,8%
2. Дворник
46%

3. Менеджер
53,8%
3. Швея
38,5%

4. Дизайнер
53,8%
4. Тракторист
30,8%

5. Программист
38,5%
5. Техслужащая
30,8%

6. Модельер
23%






- А хотите узнать, какие профессии чаще всего выбирают ваши сверстники? Поможет мне в этом наш специальный Корреспондент.

Корреспондент: При проведении опросов среди абитуриентов я и мои коллеги пришли к выводу, что сейчас самыми популярными профессиями являются: экономист, юрист, программист, менеджер, дизайнер, психолог, модельер, врач. Практически никто не хочет быть военным или учителем.

На вопрос, почему они выбрали именно эту профессию, ребята отвечают по-разному. На первое место ставят профессии, в которых предоставляется возможность принимать самостоятельные решения, контактировать с людьми и получать полезный продукт деятельности. На втором месте стоят профессии, в которых присутствует творческий характер труда. На третьем месте – работа, от которой можно получить новые впечатления. А вы, ребята, как думаете?

Ребята высказываются.

Учитель: Насколько я понимаю, вы хотите получить престижную профессию и зарабатывать побольше денег. Конечно, в этом нет ничего предосудительного. Я буду рада, если вы сумеете добиться желаемого. Но достичь этой цели смогут не все из вас. Ведь на современном рынке труда не требуется столько специалистов этих профессий. Хотелось бы, чтобы вы это поняли. Из тех, кто выбрал профессии, которые только что назвал наш корреспондент, только каждый третий сможет найти себе место работы и устроиться по специальности.

Корреспондент: Вы сказали, что популярность профессии - это ее привлекательность. Но ведь привлекательность может изменяться. Это как в моде. Сегодня предпочитают один стиль одежды, завтра - другой. Вчера все увлекались одной музыкой, сегодня - совсем другой.

А какие профессии были модными раньше, к примеру, двадцать или тридцать лет назад?

Учитель: Очень интересный вопрос. Действительно, мода на профессии сильно меняется. Наша жизнь во многом стала другой, изменились и интересы людей, их стремления. Тридцать лет назад наиболее модными были профессии инженера, биолога, физика, химика, геолога, актера, художника, музыканта, историка, филолога, учителя, врача. Сейчас интересы большого количества людей перемещаются из области науки, техники и производства, в бизнес, коммерцию, финансы и информационные технологии. Подробнее об этом расскажет наш корреспондент.

Корреспондент: Меня интересовало, какие профессии ребята считают профессиями XXI века. И вы знаете, что они отвечают? Половина опрошенных назвала профессию компьютерщика, что неудивительно. Представить себе современную жизнь без компьютера уже невозможно, а в будущем зависимость человека от этого чуда техники будет только возрастать. Также профессией будущего является бизнесмен, хотя это не профессия, а род занятий, но именно с ним ассоциируются дело, успех, деньги.

К числу профессий, уходящих в небытиё, ребята относят профессию трубочиста, кузнеца, служанки и так далее.

Учитель: Но не забывайте, ребята, что не все могут быть компьютерщиками или банкирами. Должен ведь кто-то печь хлеб и сидеть за рулём автобуса.

Кроме того, вы не все ещё знакомы с новыми профессиями, пользующимися в настоящее время большим спросом на рынке труда. Чтобы познакомить вас с ними, мы пригласили к нам в гости представителей этих профессий. Знакомьтесь…

Аудитор: Уважаемые друзья, я представляю вам профессию аудитора. Аудиторы контролируют не бизнес, а счета, рентабельность, доходы и расходы компании. Во всех странах мира все компании, от самых маленьких до национального масштаба, должны вести баланс, делать денежные переводы, оплачивать счета, отчислять налоги и так далее. Правильность ведения финансовой документации контролируется аудитором. Эта профессия требует высокой квалификации, ответственности и является весьма престижной.

Учитель: Мы продолжаем нашу встречу, и я представляю вам сестру-геронтолога.

Сестра-геронтолог: В наше время наблюдается старение общества. Число пожилых людей по отношению к молодым увеличивается. Нуждаются в помощи и инвалиды. К сожалению, в государственных лечебницах мало выделяют мест для таких людей. Частные же оздоровительные и лечебные заведения пока немногочисленны и весьма дороги. Приглашение няни, умеющей поддержать пожилого человека и оказать ему помощь, - это реальный выход во многих случаях. И потому профессия сестры-геронтолога получает всё большее признание в обществе.

Учитель: А теперь мы выслушаем врача-радиолога.

Врач-радиолог: Моя профессия тоже связана с медициной. Радиолог выявляет внутренние симптомы болезни путём специализированного обследования различных частей человеческого тела. Такое обследование проводится с помощью высокотехнологического оборудования: рентгена, ультразвука, компьютера, томографа и другой техники. Эти средства становятся всё более совершенными, позволяют получать и моментально обрабатывать огромный объём информации о состоянии внутренних органов человека. Как правило, пациентов к радиологу направляют врачи, нуждающиеся в какой-то дополнительной информации. На основании его заключения устанавливается более точный диагноз и проводится более эффективное лечение.

Рассказы гостей сопровождаются просмотром видеороликов.

Учитель: Спасибо нашим гостям за интересную информацию. Ну а сейчас я хочу познакомить вас со свежими данными, полученными с рынка труда Владимирской области.

Учитель знакомит ребят с перечнем профессий, востребованных на рынке труда сегодня.

Корреспондент: Так что же теперь совсем нельзя выбирать профессий, которые не пользуются спросом на рынке труда? Значит, нужно отказаться от своей мечты?

Учитель: Вы знаете, в идеальном случае ваша профессия должна требоваться на рынке труда. Приведу шуточный пример. Представим себе, что некий молодой человек хочет быть сборщиком кокосовых орехов. Он действительно хочет этого и, к тому же, обладает известной ловкостью и силой, чтобы лазать по пальмам. Но пальмы не растут в России и, следовательно, наш молодой человек не найдет себе применения в качестве сборщика кокосов.

Однако я не призываю вас отказываться от вашей мечты, от ваших надежд и планов. Конечно, каждый из вас имеет возможность преодолеть затруднения и, в конце концов, добиться задуманного. Ведь ваши профессиональные успехи в большой мере зависит от вашего желания, от того, насколько вы стремитесь достичь поставленной цели. Вопрос в том, достаточно ли у вас терпения и настойчивости, хватит ли вам сил и времени.

Хочется, чтобы вы помнили: мир профессий многообразен. И здесь каждый сам должен быть разведчиком. Иногда может помочь совет взрослых, прежде всего, разумеется, родителей. Но бывает и так, что вы сами лучше понимаете себя, свои подлинные интересы и возможности. Самостоятельность как раз и проявляется в том, чтобы знать, когда последовать совету старших, а когда во что бы то ни стало настоять на своём. Ведь это вам жить, работать в том профессиональном мире, в который вы вскоре вступите. Я желаю вам не ошибиться в выборе профессии!


Учитель: Чем полезно было сегодня для каждого из вас наше занятие?

Оставить комментарий

Комментарии: 0